Сегодня трудно даже поверить в то, что всего двадцать лет назад оригинал-макеты полиграфической продукции выполнялись почти или совсем без помощи компьютеров, так называемым «аналоговым» способом.
В настоящее время цифровая подготовка макетов полностью заменила аналоговую. Компьютеры, специализированные программы и цифровая техника выполняют все необходимые операции: съемку или оцифровку фотоизображений, создание иллюстраций, конструирование оригинал-макета, набор текста, верстку и оформление страниц.
Повсеместное распространение и доступность цифровых технологий и так называемых НИС (настольных издательских систем) изменило подход к взаимодействию заказчика и исполнителя в полиграфии. Сегодня в двух случаях из трёх оригинал-макет печатной продукции полностью или частично изготавливается силами заказчика и на его оборудовании. Это позволяет существенно сократить временной цикл производства продукции и значительно снижает финансовые затраты заказчика.
Однако правила и ограничения, действовавшие несколько десятилетий назад, не исчезли в цифровую эпоху. Хотя настольные издательские системы обеспечивают фантастический уровень гибкости и многообразия инструментов, а степень их автоматизации и доступности для пользователя постоянно растут, значимость тесного и непрерывного сотрудничества между дизайнером и типографией нисколько не снижается. Более того, с появлением новых возможностей и усложнением макетов их взаимодействие становится одним из ключевых факторов успеха.
Заказчик, берущий на себя выполнение определённой части работ по изготовлению печатной продукции, неизбежно принимает и значительную долю ответственности, которая раньше лежала на типографии. Это означает, что дизайнер, выполняющий макет, обязан достаточно глубоко разбираться в печатной технологии, знать особенности и ограничения того или иного процесса и учитывать их при разработке макета.
Под препрессом в широком смысле этого слова понимают весь комплекс мероприятий, проводимых в ходе выполнения полиграфического заказа перед постановкой его для печати на печатной машине. Сюда могут быть включены: подготовка текстов и иллюстраций; макетирование и верстка; вывод фотоформ; изготовление печатных форм.
Чаще препресс понимают в более узком смысле: как подготовка завершённого и утверждённого оригинал-макета к печати с учётом особенностей используемой печатной технологии и производственного процесса конкретной типографии. Обычно – это завершающий этап работы над оригинал-макетом, выполняемый типографией.
В этом случае в препресс входят следующие работы: проверка публикации на соответствие стандартам полиграфического процесса; спуск полос; монтаж публикации; генерация выводных файлов; вывод тестового принтерного оттиска.
Проверка публикации – сложный и ответственный процесс, который должны выполнять опытные профессионалы. Не вдаваясь в технические тонкости, скажем лишь, что существует ряд профессиональных программных приложений, позволяющих осуществить проверку исходной публикации с тем, чтобы в дальнейшем исправить найденные ошибки.
К сожалению, многообразие издательских систем, их версий и модификаций, а также изначальная сложность издательского процесса приводят к тому, что гарантировать нахождение и исправление 100% ошибок, содержащихся в оригинал-макете, не представляется возможным. Грамотная и скрупулёзная проверка исходных файлов в принципе позволяет исключить проблемы, потенциально способные привести к заведомому браку на печати, однако избежать более мелких проблем часто не удаётся. Это одна из причин того, почему опыт и профессионализм дизайнера являются важнейшими факторами для достижения успеха.
Под спуском полос понимается расположение страниц или других составных элементов публикации с учётом особенностей печати и послепечатной обработки. Правильный спуск не только гарантирует получение именно такой печатной продукции, как и задумывалось изначально, но и зачастую приводит к экономии материалов и работы, и как следствие – снижает стоимость продукции. Как правило, для спуска полос применяются специальные программные пакеты, например, Creo Preps, или расширения издательских пакетов, например, Dynagram INPosition для QuarkXpress или Lowly Apprentice InBooklet для Adobe InDesign.
К процессу спуска полос тесно примыкает и монтаж, под которым понимают приведение окончательного файла публикации в точное соответствие требованиям печатного процесса. Как правило, это означает добавление в макет специальных элементов, таких как обрезные метки, метки приводки, шкалы оперативного контроля и т.д. Все эти элементы необходимы для печати или помогают контролировать печатный процесс.
Промежуточным процессом в ходе подготовки полиграфического изделия к печати является изготовление форм. Этот процесс может быть как двухсоставным (вывод фотоформ на фотовыводном устройстве и последующее изготовление печатных форм), так и односоставным (вывод печатных форм на устройстве CTP). И в том, и в другом случае составной частью процесса является растрирование, преобразование подготовленного к выводу файла публикации в формат, понятный выводному устройству.
Растрирование – сложный процесс, требующий значительных вычислительных ресурсов и больших объёмов памяти, поэтому он выполняется на мощных компьютерах специализированными программами, которые называются RIP (Raster Image Processor, процессов растрирования изображений). Для правильного и быстрого растрирования исходный файл должен быть приведен в определённый формат, понимаемый программой. На сегодняшний день, это, как правило, PostScript-файл или PDF.
В случае двухсоставного процесса (фотоформы + печатные формы) полученный растровый файл печатается (точнее, экспонируется) на специальную рулонную фотоплёнку, которая после проявления превращается в фотоформы. Для этого применяется оборудование, которое носит название «фотовыводное устройство» (по-английски – imagesetter).
Вторым этапом двухсоставного процесса является экспонирование офсетных пластин с использованием фотоформ в устройстве, называемом «копировальная рама». После проявления пластин в специальном проявочном процессоре получаются готовые печатные формы, пригодные для установки в офсетную печатную машину.
В случае односоставного процесса (вывод печатных форм на CTP), после растрирования файла программой RIP, в устройстве, называемом CTP (сокращение от Computer-To-Plate), экспонируется не фотопленка, а особый полимер, который, после проявления, используется как готовая печатная форма.
На сегодняшний день, несомненно, более перспективным методом производства печатных форм является CTP. Этот метод позволяет исключить один этап производственного процесса (изготовление форм на копировальной раме) и, таким образом, снижает затраты времени на подготовку к печати.
Однако устройства CTP существуют сравнительно недавно, и, в настоящее время ещё не достигли той стадии развития, когда можно было бы говорить о полном отмирании двухсоставного процесса. Сегодня CTP-процесс не имеет сколько-нибудь существенных преимуществ по качеству получаемых оттисков перед фотопроцессом, а в некоторых случаях, даже уступает ему. Кроме того, CTP-устройства очень сложны, и степень их надёжности в целом пока ниже, чем у фотовыводных устройств.
Есть и ещё один важный фактор, сдерживающий распространение CTP. На сегодняшний день, в силу высокой стоимости расходных материалов, использование этого метода экономически оправдано только в некоторых типах полиграфических производств, прежде всего, в многотиражной (журнальной) печати. При печати же меньших тиражей и при сравнительно небольшом общем объёме производства применение CTP пока не является в полной степени экономически оправданным.
Есть и ещё несколько факторов, по которым CTP проигрывает фотопроцессу.
Прежде всего, при внедрении CTP неизбежно уменьшаются возможности контроля на этапе вывода. В отличие от фотоформ, CTP-формы практически невозможно проконтролировать визуально; с них также нельзя сделать цветопробу. Конечно, применяются другие методы контроля, и тем не менее, вероятность ошибки несколько возрастает.
Кроме того, в отличие от фотоформ, CTP-формы не хранятся после печати тиража, и их нельзя использовать повторно, что в некоторых случаях, может являться серьёзной проблемой.
Вышесказанное ни в коем случае не противоречит тому факту, что в течение ближайшего времени (7–10 лет), более современный CTP-процесс полностью вытеснит фотопроцесс. Просто на сегодняшний день использование или не использование CTP конкретной типографией является сугубо экономическим решением и не может рассматриваться как признак более высокого качества или более стабильной работы предприятия.